Личностно – ориентированное обучение  (в открытом доступе)

Именно данный подход к организации образовательного процесса лежит в основе принципа личностно – ориентированного обучения. Строго говоря, наиболее точная и емкая формулировка такого явления, как личностно-ориентированное обучение, немного иная, и звучит она следующим образом. «Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, в котором принимаются во внимание индивидуальные особенности ребенка. Именно личность ребенка является тем субъектом, на который и направлен процесс обучения». Многочисленные экспериментальные образовательные программы, в основу которых положено именно личностно – ориентированное обучение, имеют достаточно бурный успех. Да и сами педагоги, и родители детей отмечают, что подобное обучение приносит гораздо более продуктивные плоды, чем традиционное школьное, да и дошкольное, образование. В последнее время подобное обучение приобретает все большую популярность и начинает с успехом применяться не только в экспериментальных и элитных детских садах и школах, но и в обычных дошкольных и общеобразовательных учреждениях.

Цели и особенности личностно – ориентированного обучения

Разумеется, что ничего не делается просто так. И любые действия имеют свою цель. А какова же цель личностно – ориентированного обучения? Ведь не одно поколение получило вполне достойное образование и без использования новейших методик обучения, не правда ли? Именно в этом вопросе мы сейчас и попробуем разобраться вместе с нашими читателями.

Целью любого обучения является приобретение ребенком определенного «багажа» знаний. Однако то, насколько полными будут знания, и превратится процесс обучения для ребенка в пытку, либо же в удовольствие, практически во всем зависит от того, как именно ребенок получает эти самые знания.

Целью же личностно – ориентированного обучения в первую очередь является развитие полноценной личности ребенка, его индивидуальности и непохожести на других детей. Процесс обучения строится таким образом, чтобы в полном объеме учитывались особенности характера ребенка, его ценностные ориентации и личные убеждения. Ведь именно на этих факторах и базируется внутренняя модель мира ребенка. Обучение должно быть построено таким образом, чтобы механизмы обучения полностью совпадали с естественными для любого ребенка механизмами познания окружающего мира. Педагог должен учитывать как мыслительные, так и поведенческие особенности каждого конкретного своего ученика, а в основе личностно – ориентированного обучения должно лежать сотрудничество между учеником и учителем, а также полная свобода выбора ребенка.

На данный момент, к сожалению, чаще всего учитель в процессе обучения во главу ставит свои интересы, делая их приоритетными. Проще говоря, учитель выстраивает линию образовательного процесса таким образом, как это удобнее всего ему, а не ребенку. И ребенок волей неволей вынужден подстраиваться под учителя. В таких условиях личностно ориентированное обучение становится практически невозможным.

При личностно – ориентированном же обучении учитель строит процесс обучения таким образом, чтобы на первый план выдвигались именно интересы и потребности ученика. И только со строгим учетом всех их особенностей учитель может определить основополагающую направленность именно своей деятельности. Этот момент является крайне важным, и его необходимо учитывать в обязательном порядке. В противном же случае никакой речи о личностно – ориентированном обучении даже быть не может – оно невозможно априори.

То же самое касается и выявления субъектного опыта каждого конкретного ребенка. Субъектным опытом педагоги называют все те знания и умения, которыми на данный момент обладает ребенок относительно каждого конкретного направления обучения. Казалось бы, данная мера излишня, так как образовательная программа для детей, учащихся в одном классе, одинаковая.

Однако не следует забывать, что все дети очень разные. А поэтому и одну и ту же информацию, данную учителем, разные дети усваивают абсолютно по-разному,– кто-то в большей, кто-то в меньшей степени. Субъективный опыт, соответственно, дети также имеют самый различный. И если речь идет о такой образовательной методике, как личностно-ориентированное обучение, педагог должен ориентироваться именно на субъективный опыт и способности каждого конкретного ученика.

Также следует заострить внимание на таком вопросе, как выбор способа построения процесса обучения. Ни для кого не секрет, что для некоторых детей обычный ответ у доски превращается в самую настоящую пытку, в то время как с письменными работами ребенок справляется просто замечательно, причем абсолютно самостоятельно, без чьей либо посторонней помощи. А бывает и обратная ситуация – в письменных работах ребенок совершает огромное количество ошибок, зато его устные ответы просто блестящи.

То же самое касается и усвоения материала – одни дети гораздо лучше усваивают новую информацию на слух, другие – при чтении, а третьи – при записывании ее. Абсолютно все эти типы усвоения информации абсолютно нормальны и естественны – все зависит от того, какой тип памяти у ребенка развит наиболее сильно. Учитель должен выбирать те методы обучения, которые оптимально подходят каждому конкретному учителю.

Согласитесь, что это сделать достаточно сложно, учитывая тот факт, что в классе обычной школы обучается около двадцати детей. Крайне важно правильно и эффективно организовать учебный процесс таким образом, чтобы все дети получили индивидуальный подход и внимание. Именно поэтому от учителя требуется высокий уровень профессионализма и специальная подготовка, без которой личностно – ориентированное обучение просто невозможно.

Также очень важно при личностно – ориентированном обучении оценивать не только конечные результат – полученные оценки, но и сам процесс достижения этого результата. Учитель должен помнить о том, что все дети изначально обладают различными способностями и уровнем знаний. И зачастую ребенок с более низким уровнем успеваемости для того, чтобы получить «тройку», прикладывает гораздо больше усилий, чем более «сильный» ребенок для получения «четверки».

Это педагог обязательно должен учитывать при выставлении оценок – иногда имеет смысл завысить или занизить оценку, принимая во внимание те усилия, которые прилагает ребенок к процессу обучения. Однако учитель должен быть крайне тактичным и внимательным – в противном случае все остальные дети могут воспротивиться такой, на и взгляд, «несправедливости». Гораздо разумнее будет объяснить детям свое решение – поверьте, дети в состоянии это понять и, что немаловажно, принять этот факт.

Этапы личностно-ориентированного обучения

Личностно – ориентированное обучение состоит из нескольких этапов. Каждый этап очень важен, и игнорировать их ни в коем случае нельзя, в противном случае необходимого ожидаемого результата добиться не удастся. Как мы уже выяснили, подобный подход к обучению предполагает гораздо большую свободу в процессе учебы. Ребенок больше не вынужден подстраиваться под учителя – именно учитель подстраивается под особенности и потребности учителя.

Итак, что же включают в себя этапы личностно – ориентированного обучения?

Тип взаимодействия » учитель — ученик»

В первую очередь, при выборе методики личностно – ориентированного обучения, в отличие от привычных учебных программ, которые широко применяются, необходимо кардинально, в корне изменить принцип отношений «учитель – ученик». Учитель должен оставить в стороне свой привычный командный стиль и перейти к сотрудничеству с учениками – в противном случае вся затея с личностно – ориентированным обучением обернется неудачей.

Данное построение отношений между учителем и учеником самым кардинальным образом меняет позицию самого ученика. От простого, зачастую механического, выполнения данных ему учителем заданий ребенок переходит к процессу активного творчества. Изменяется сам тип мышления ребенка – оно приобретает направленность на достижение результата, а не попытку просто «отсидеть» на уроке положенное время и отправиться домой. Согласитесь – для процесса обучения это немаловажный момент.

Да и сама атмосфера на уроках кардинально меняется – становится гораздо более раскрепощенной, дружелюбной и активной. Дети не боятся задавать вопросы учителю, а учитель не отмахивается от учеников, словно от назойливой мухи. Уроки становятся гораздо более похожими на дружеское общение, а не назидание и контроль. Однако, само собой разумеется, что дети, как бы то ни было, остаются детьми. И контроль им просто необходим – и учитель должен обладать достаточным мастерством для того, чтобы вести этот контроль незаметно для ребенка, никоим образом не умаляя его способностей, и уж тем более не ущемляя его достоинство.

Целеполагание

Для того, чтобы личностно – ориентированное обучение принесло ожидаемые результаты, ребенок должен определить цели, разумеется, с помощью учителя. Причем для достижения положительного результата ребенку не следует ставить перед собой слишком уж глобальных целей. Гораздо полезнее поставить перед собой несколько более маленьких целей – на день, неделю, месяц, учебную четверть.

И это не спроста – детские психологи давно доказали, что для ребенка ощущение времени является совсем не таким, как для взрослого человека. Так, например, для нас год – не такой уж и длительный промежуток, а для ребенка это крайне долгий срок. И поэтому добиваться той цели, которая запланирована в необозримом будущем, ребенку просто напросто неинтересно.

А вот такие цели, добиться которых ученик сможет очень быстро, очень благотворно влияют на ребенка – повышают его самооценку, придают уверенности в себе и своих силах, а главное – повышают интерес ребенка к процессу обучения. Учебный процесс превращается в активный процесс саморазвития ребенка, который действительно заинтересован в процессе обучения, а не пытается учиться из-под палки. Само собой разумеется, что подобный процесс обучения приносит гораздо большую пользу, чем стандартные методики обучения.

Деятельность учителя

Очень важно, чтобы учитель, который применяет личностно – ориентированное обучение, помнил о необходимости правильной организации учебной деятельности. И начинать он должен именно с организации своей собственной деятельности. Она должна быть построена таким образом, чтобы во главе процесса обучения стоял не учитель, а именно ученик. Именно ребенок, для успешного личностно – ориентированного образования, должен быть центральной фигурой.

А учитель должен создавать и поддерживать необходимую психоэмоциональную атмосферу – радоваться успехом ребенка и хвалить его, сопереживать его неудачам и поддерживать, не позволяя ему отчаяться и опустить руки. Кроме того, учитель должен помнить, что добиваться своей цели ребенок должен, опираясь на совместные с учителем наработки. Поэтому процессу совместной работы над учебным материалом учитель должен уделять особо пристальное внимание.

Особенности личностно – ориентированного обучения

Помимо того, что существуют определенные этапы личностно – ориентированного обучения детей, существует еще несколько очень важных особенностей данной методики обучения. Про них родители и педагогики также ни в коем случае не должны забывать:

Цель обучения

Конечно же, получение знаний очень важная задача. Одна в том случае, если речь идет о личностно – ориентированном обучении, первостепенной задачей учителя является развитие именно личности ребенка. А знания обязательно приложатся – это проверенно опытным путем. Ведь ребенок с хорошо развитой личностью ни в коем случае не захочет быть в аутсайдерах, поэтому он приложит все усилия для того, чтобы значительно повысить уровень успеваемости.

Равноправие

Учитель должен помнить, что личностно – ориентированное обучение основано на равноправии. То есть и учитель, и ученик являются абсолютно равноправными субъектами процесса обучения. Учитель в первую очередь является именно равноправным партнером ребенка, который всегда может дать нужный совет и должным образом скоординирует процесс обучения. И только потом учитель может быть лидером и примером для подражания ребенку. Об том, кстати говоря, также необходимо помнить учителю – ведь именно с него ребенок берет пример.

Учет личностного опыта ребенка

Как вы уже знаете, личностно – ориентированное обучение базируется, в первую очередь, на основе личностного опыта ребенка. Именно поэтому учитель точно должен знать уровень подготовки ребенка, а также уровень его способностей. В противном случае необходимый эффект достигнут не будет и, соответственно, ни о каком личностно – ориентированном отношении при подобном подходе к обучению детей, без учета уровня способностей каждого из них, речи и быть не может.

Развитие навыков познания

В данной статье внимание читателей неоднократно акцентировалось на тот моменте, что при личностно – ориентированном обучении очень важную роль играют естественные навыки познания ребенка. Однако не стоит забывать о том, что хоть природа и наделила при рождении каждого ребенка этими навыками, их необходимо постоянно развивать и поддерживать. Это вполне логично – сейчас мы попробуем разобраться на конкретном, очень наглядном примере.

Согласитесь – все дети умеют кушать – в них это заложено от природы. Однако один ребенок ест руками, извазюкавшись сам, и запачкав все вокруг, а другой ест очень аккуратно, пользуясь ложкой, вилкой, а порой и ножом. А ведь все они родились с одинаковыми навыками. Почему же так происходит? Правильно, потому что одного ребенка взрослые научили пользоваться столовыми приборами, а другого – нет.

То же самое вполне справедливо и по отношению к навыкам познания. Задача взрослых людей – поддерживать в ребенке стремление к познанию нового для него, а также всячески развивать их. Кроме того, родители и педагоги должны показывать ребенку те способы и стратегии познания, о которых он еще не знает. Ведь только обладая этими способностями и навыками, ребенок может успешно осваивать весь тот учебный материал, который предусмотрен школьной программой. В противном же случае обучение будет сводиться к банальной «зубрежке», которую так ненавидят все без исключения дети.

Другими словами, если систематизировать и обобщить всю информацию, можно сказать, что главной задачей педагогов, которые практикуют личностно – ориентированное обучение, является обучение ребенка тому, КАК именно эффективнее всего учиться. И этот принцип выглядит вполне разумным. Помните народную притчу о бедняках и удочке? В ней говорится о том, что не стоит давать беднякам рыбу – они ее достаточно быстро съедят. Гораздо разумнее дать им удочку и научить их самостоятельно ловить рыбу. Таким образом, им будет оказана неоценимая помощь – бедняки всегда, когда захотят есть, смогут наловить себе рыбу.

То же самое касается и личностно – ориентированного обучения детей. Если педагогу удастся объяснить ребенку то, как правильно учиться, он может быть уверен в том, что обеспечил 70% хорошей успеваемости ребенка. Ну а если учителю удастся заинтересовать ребенка образовательным процессом, шансы на успех практически стопроцентные. Именно в этом и основано личностно ориентированное обучение.

Очень многие педагоги, да и сами родители, полагают, что существуют такие дети, которые не просто не обладают никакими выдающимися способностями к обучению, а и вовсе откровенно «безнадежны». Однако опытнейшие и высокопрофессиональные психологи единодушно утверждают, что не существует детей, которые априори не способны к успешному обучению. Разумеется, за исключением детей, страдающих различными психическими заболеваниями. Но, кстати говоря, личностно – ориентированное обучение таких детей также приносит необычайно хорошие результаты по сравнению с классической методикой работы с подобными детьми.

Особенная логика построения учебного предмета

К огромному сожалению, классическое построение учебного материала, которое широко используется в школьном обучении уже многие годы, не выдерживает никакой критики. Личностно – ориентированное же обучение должно быть построено по совсем другому принципу. В частности, логика построения самого изучаемого предмета должна в первую очередь согласовываться и учитывать особенности восприятия информации ребенком. И только после этого, в том случае, если это не противоречит интересам самого ребенка, может учитываться интерес учителя и особенности школьной программы.

Так, например, в основном процесс обучения построен по принципу «от простого к сложному». С одной стороны, это совершенно правильный подход – ведь невозможно изучать высшую математику, не зная цифр. Однако очень часто в процессе обучения можно смело отступать от программы, позволяя ребенку в первую очередь изучить то, что ему интересно в данный момент. И только потом, когда ребенок будет готов, все то, что положено по школьной программе.

Однако не все так просто, как может показаться на первый взгляд. К огромному сожалению, личностно – ориентированное обучение в нашей стране пока что находится в экспериментальной стадии. И поэтому учителя очень сильно связаны практически по рукам и ногам – ведь им необходимо за определенный, строго ограниченный рамками программы срок, дать всем детям без исключения определенный объем того или иного материала. И для того, чтобы справиться с данной задачей и при этом не нарушить основные базисные принципы личностно – ориентированного обучения, требуется очень высокий профессионализм педагога.

Творческое развитие ребенка

Творческое развитие ребенка, в отношении которого практикуется личностно – ориентированное обучение, также заслуживает отдельного внимания. Сторонники данного образовательного метода единодушно утверждают, что в обычных общеобразовательных школах при творческом развитии ребенка допускается одна и та же ошибка – ребенка ориентирую на произведения известных авторов. Причем это справедливо по отношению как к музыкальным, так и к художественным произведениям.

Однако подобное отношение ставит ребенка в заведомо проигрышное положение – ведь его творчество непременно будет сравниваться с творчеством выдающихся поэтов, писателей и музыкантов. Согласитесь, что при всем старании ребенка сравнение будет явно не в пользу ребенка. И вполне естественно, что это может полностью и на корню отбить у ребенка любое желание к какому бы то ни было виду творчества. И никакое личностно ориентированное обучение не поможет.

Само собой разумеется, что приобщение ребенка к мировой культуры является крайне важным этапом его общего развития. И делать это необходимо. Однако не так, как это делается в обычной общеобразовательной школе России и стран СНГ. В первую очередь ребенок сам должен заинтересоваться творчеством и попробовать себя во всех областях – очень вероятно, что подобным образом ребенку удастся найти себя. И только после этого можно начинать знакомить ребенка с творчеством известных деятелей культуры. И, помните о том, что ни в коем случае недопустимо сравнивать их творчество с творчеством самого ребенка.